Архив блога

воскресенье, 4 сентября 2016 г.

СТАТЬЯ. КОМПЬЮТЕР КАК СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

 Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, служит и служит мощным техническим средством обучения. Играет роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии детей. Потому, что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него. Когда ребенок начинает общаться с компьютером , функциональные системы его организма тоже приспосабливаются к новым условиям. Чтобы адаптация была не очень напряженной и длительной, необходима определенная «зрелость» тех функций, которые обеспечивают успешность овладения этим видом деятельности. Аргументы «за», имеющие научное обоснование и подтверждение, выдвигают многие педагоги и родители, говоря о том, что компьютер способствует интеллектуальному росту ребенка, так как развивает важнейшие операции мышления. У детей, периодически проводящих время за компьютером, очень рано развивается так называемая «знаковая функция сознания», улучшаются произвольная память и внимание.    
                                           
  Мышление является высшим познавательным процессом, которое неразрывно связано с речью и с сознанием. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте является именно мышление. Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей, но точно определить его пока что не представляется возможным. Учитель должен научить младшего школьника логическим связям, которые становятся основой его продуктивного мышления.                                                                      
Развитие мышления выступает как важнейший компонент умственной деятельности младшего школьника. Информационная среда является для учителя вспомогательной, что позволяет усилить мотивацию учения у младшего школьника. Ученик, работая на компьютере, получает возможность испробовать свои умственные силы при решении интересной задачи. Компьютер – качественный контроль за деятельностью учащегося в обучении мыслительным операциям.     Обучающая программа способствует формированию у младших школьников необходимых методов мышления. Проблемами мышления детей  школьного возраста занимались многие  исследователи: Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Рубинштейн С. Л., Гальперин и др. и зарубежные исследователи: К. Дункер, Ж. Пиаже. Значительный вклад в раскрытие проблемы компьютерного обучения внесли: Машбиц Е. И., Раев А. И., Ланда Л. Н., Талызина Н. Ф.
  По мнению Проколиенко Л. Н.: «Компьютер – это мощное средство обучения, которое объективно приводит к изменению всех компонентов системы образования, начиная от содержания обучения и кончая его организационными формами». Компьютер является современным обучающим средством. Использование компьютера на уроке повышает мотивацию детей и делает более эффективным занятие, способствует индивидуализации учебного процесса: создания благоприятного климата, развитие творческих способностей, логического и критического мышления, обеспечивает обратную связь в процессе обучения.Но компьютер – это и техническое устройство, источник электромагнитного излучения, отрицательно влияющее на здоровье  школьников. Поэтому важно соблюдать санитарно-гигиенические нормы в процессе обучения с компьютером.                                
 Если же использование компьютера – информационных технологий, развивающих программ для школьников помогают учителю эффективно развивать мышление младшего школьника в процессе обучения, которое приводит к целому ряду положительных следствий, то в результате проведения дидактического эксперимента должно произойти существенное улучшение у учащихся экспериментальных классов развитии их мышления. Представляется убедительным мнение Куклиной И. Д. о том, что компьютер – это средство обучения младших школьников, которое активирует индивидуальное и творческое развитие личности ребенка.                                                                                      
Новые современные методы обучения и компьютер как обучающее средство способны успешно развивать мышление школьников в учебной деятельности. Школа готовит детей к жизни, чтобы они стали думающими, мыслящими людьми, могли применять осмысленно свои знания в различных ситуациях.                                                                            
  В процессе овладения школьниками компьютера необходимо так же учитывать психолого-педагогические проблемы такие, как: нередко возможности компьютера не соотносятся с образовательными целями, с учебной деятельностью; проблема программного лицензионного обеспечения, где процесс усвоения материала идет по заранее запрограммированной программе, обучающие программы не достаточно высокого качества.                                                                                                                          
Компьютер способствует формированию у детей рефлексии, позволяет им наглядно представить результат своих действий. Младшие школьники мыслят образно и использование наглядно-иллюстративного, музыкального материала помогает им легче усвоить самый трудный урок, а, следовательно, повышается качество обучения. А значит, овладение компьютером успешно развивает мышление младшего школьника. Компьютер контролирует результат мыслительной деятельности младшего школьника и правильность его решения, результат задачи.                                                                              
 Важно формировать в школе умение работать с информационными технологиями, т.к. это еще пригодится в будущем. Применение компьютера в процессе развития мышления имеет большое будущее, открывает новые возможности для повышения эффективности и самого процесса обучения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий