Архив блога

Статьи

Статья: Определение былин. Особенности отображения истории в былинах

Определение былин. Особенности отображения истории в былинах
Былины — это эпические песни, в которых воспеты героические события или отдельные эпизоды древней русской истории. В своем первоначальном виде былины оформились и развились в период ранней русской государственности (в Киевской Руси), выразив национальное сознание восточных славян.
Былины художественно обобщили историческую действительность XI—XVI вв., однако выросли они из архаичной эпической традиции, унаследовав от нее многие черты. Монументальные образы богатырей, их необыкновенные подвиги поэтически соединили реальную жизненную основу с фантастическим вымыслом. Как и в волшебных сказках, в былинах фигурируют мифологические образы врагов, происходит перевоплощение персонажей, героям помогают животные. Тем не менее фантастика в эпосе оказалась подчиненной историзму видения и отображения действительности.
"Когда человек усомнится, чтобы богатырь мог носить палицу в сорок пуд или один положить на месте целое войско, — писал А. Ф. Гильфердинг, — эпическая поэзия в нем убита. А множество признаков убедили меня, что севернорусский крестьянин, поющий былины, и огромное большинство тех, которые его слушают, — безусловно верят в истину чудес, какие в былине изображаются". С точки зрения народа значение былин заключалось в сохранении исторической памяти, поэтому их достоверность не подвергалась сомнению.
Записывали былины преимущественно в XIX и XX вв. на Русском Севере — их главном хранителе: в бывшей Архангельской губ., в Карелии (бывшей Олонецкой губ.), на реках Мезень, Печора, Пинега, на побережье Белого моря, в Вологодской обл. Кроме того, начиная с XVIII в. былины записывали среди старожилов Сибири, на Урале, на Волге (Нижегородская, Саратовская, Симбирская, Самарская губ.) и в центральных русских губерниях (Новгородской, Владимирской, Московской, Петербургской, Смоленской, Калужской, Тульской, Орловской, Воронежской). Отголоски былин сохранили казачьи песни на Дону, Тереке, Нижней Волге, Урале.
Содержание былин разнообразно. Науке известно около 100 сюжетов (всего с вариантами и версиями записано более 3000 текстов, значительная часть которых опубликована). Обычно былины имеют героический или новеллистический характер. Идея героических былин — прославление единства и независимости Русской земли; в новеллистических былинах прославлялись супружеская верность, истинная дружба, осуждались личные пороки (хвастовство, заносчивость). Былины осуждали социальную несправедливость, произвол княжеской власти. Цель былин состояла в том, чтобы возвеличить национальные, социальные и нравственно-этические идеалы народа.
В народе былины называли "старинами", "старйнками", "старинушками" — то есть песнями о действительных событиях далекого прошлого. Термин "былина" — чисто научный, он был предложен в первой половине XIX в. И. П. Сахаровым. Слово "былина" было им взято из "Слова о полку Игореве" ("Начата же ся тьй птсни по былинамь сего времени...") и искусственно применено для обозначения фольклорного жанра, чтобы подчеркнуть его историзм.
Напевы былин торжественны и величавы. Предполагается, что в древности былины пели под аккомпанемент гуслей — струнного музыкального инструмента. Позже их исполняли без музыкального сопровождения.
Ритм былинного стиха связан с напевом. В былинной строке четыре главных ударения, четвертое падает на последний слог, третье — на третий от конца. Например: Говорит Владимир князь да таковы слова. Число слогов в стихе и место первых двух ударений неустойчиво. Закрепленность третьего и четвертого ударений приводила к тому, что в последнем слове мог произойти перенос ударения (Пошел Илья в раз-дольицо чисто поле). Если последнее слово имело три слога или более, то при пении последним ударением строки оказывалось ее третье главное ударение — обычно на третьем слоге от конца (Выводил добра коня с конюшенки стоялый). Во время пения конечные слоги могли протягиваться, а недостающие в стихе — восполняться дополнительными предлогами или частицами (А по всем по улицам широкиим, Да по всем-то переулкам княженецкиим).
А. Ф. Гильфердинг писал: "...Правильное тоническое стопосложение составляет коренное, нормальное свойство русской народной былины <...> Преобладающий размер, который я назову обыкновенным эпическим размером, есть чистый хорей с дактилическим окончанием <...> Число стоп.неопределенно, так что стих является растяжимым. Растяжимость при правильном тоническом размере составляет отличительное свойство русского эпического стиха. Но при этом следует иметь в виду, что у хороших певцов растяжимость стиха бывает весьма умеренная. Решительное преобладание принадлежит стиху 5- и 6-стопному, который затем может расширяться до 7-ми и суживаться до 4-х стоп; стихи же длиннее или короче того допускаются лишь разве как самая редкая аномалия".

-----------------------------------------------------------------

Статья: История происхождения алфавита русского языка

История происхождения алфавита русского языка
Примерно в 863 г. два брата Мефодий и Кирилл Философ (Константин) из Салоников (Солуни), по приказу Михаила III, византийского императора, сделали для славянского языка упорядочение письменности. Возникновение кириллицы, происходящей от греческого уставного (торжественного) письма, увязывают с деятельностью, которую осуществляла болгарская школа книжников (после Мефодия и Кирилла).
После 860 г., когда в Болгарии святым царем Борисом было принято христианство, Болгария превращается в центр, откуда начала распространяться славянская письменность. Здесь была создана Преславская книжная школа — 1-ая книжная школа славян, где переписывали оригиналы кирилло-мефодиевских богослужебных книг (церковные службы, Псалтирь, Евангелие, Апостол), выполняли новые переводы на славянский язык с греческого, появились, написанные на старославянском языке оригинальные творения (напр., «О письменехъ Чрьноризца Храбра»).
Позднее старославянский язык проник в Сербию, а к концу X в. в Киевской Руси стал церковным языком. Будучи на Руси языком церкви, старославянский язык претерпел влияние языка древнерусского. Это, по-сути, был язык старославянский, но только в русской редакции, поскольку содержал в себе живые элементы речи восточных славян.
Таким образом, прародительницей русского алфавита является древнерусская кириллица, заимствованная у кириллицы болгарской и распространившаяся после крещения Киевской Руси (988 г.). Тогда, скорее всего, в алфавите имелось 43 буквы.
Позднее были добавлены 4 новых буквы, а в разное время за ненадобностью были исключены 14 старых, поскольку пропали соответствующие звуки. Раньше всех исчезают йотированные юсы (Ѭ, Ѩ), затем юс большой (Ѫ) (который в XV веке возвращался, но снова исчез в начале XVII в.), и Е йотированное (Ѥ); прочие буквы, иногда чуть изменяя свою форму и значение, остались до сегодняшнего времени в азбуке церковнославянского языка, которую долго и ошибочно отождествляли с азбукой русской.
Реформами орфографии 2-ой половины XVII в. (связанными с «исправлением книг» во времена патриарха Никона) зафиксирован такой буквенный набор: А, Б, В, Г, Д, Е (с отличным орфографически вариантом Є, который порой считали отдельной буквой и ставили в азбуке после Ѣ, т. е. в позицию сегодняшнего Э), Ж, Ѕ, З, И (для звука [j] имелся отличающийся в орфографии вариант Й, который не считали отдельной буквой), І, К, Л, М, Н, О (в 2-х формах, отличавшихся орфографически: «широком» и «узком»), П, Р, С, Т, У (в 2-х формах, отличавшихся орфографически: Ѹ и ), Ф, Х, Ѡ (в 2-х формах, отличавшихся орфографически: «широком» и «узком», а ещё в составе лигатуры, которую обычно считали отдельной буквой — «от» (Ѿ)), Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Ѣ, Ю, Я (в 2-х формах: Ѧ и IA, которые порой считали разными буквами, а порой — нет), Ѯ, Ѱ, Ѳ, ѳ. В состав азбуки иногда также вводили большой юс (Ѫ) и букву, называемую «ик» (по форме аналогичную нынешней букве «у»), хотя никакого звукового значения они не имели и не употреблялись ни в каких словах.
В подобном виде русская азбука существовала до 1708—1711гг., т.е., до реформ царя Петра I (церковнославянская остается такой и сейчас). Тогда были упразднены надстрочные знаки (это «упразднило» букву Й) и убраны множество дублетных букв, применявшихся для записи разных чисел (с введением арабских цифр это стало неактуальным). Затем ряд упразднённых букв возвращали и вновь отменяли.
К 1917 г. в алфавите официально было 35 букв (фактически — 37): А, Б, В, Г, Д, Е, (Ё не считалась отдельной буквой), Ж, З, И, (Й не считалась отдельной буквой), І, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Ѣ, Э, Ю, Я, Ѳ, ѳ. (Формально последняя буква в русском алфавите числилась, но фактически почти не применялась, встречаясь лишь в нескольких словах).
Результатом последней крупной реформы письменности 1917—1918 гг., стало появление нынешнего русского алфавита из 33 букв. Он стал также письменным базисом для большинства языков народов СССР, у которых до ХХ в. письменности не было или её в годы советской власти заменили на кириллицу.

---------------------------------------------------------------------------------------------

СТАТЬЯ. КОМПЬЮТЕР КАК СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

 Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, служит и служит мощным техническим средством обучения. Играет роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии детей. Потому, что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него. Когда ребенок начинает общаться с компьютером , функциональные системы его организма тоже приспосабливаются к новым условиям. Чтобы адаптация была не очень напряженной и длительной, необходима определенная «зрелость» тех функций, которые обеспечивают успешность овладения этим видом деятельности. Аргументы «за», имеющие научное обоснование и подтверждение, выдвигают многие педагоги и родители, говоря о том, что компьютер способствует интеллектуальному росту ребенка, так как развивает важнейшие операции мышления. У детей, периодически проводящих время за компьютером, очень рано развивается так называемая «знаковая функция сознания», улучшаются произвольная память и внимание.                                                 
  Мышление является высшим познавательным процессом, которое неразрывно связано с речью и с сознанием. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте является именно мышление. Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей, но точно определить его пока что не представляется возможным. Учитель должен научить младшего школьника логическим связям, которые становятся основой его продуктивного мышления.                                                                       
Развитие мышления выступает как важнейший компонент умственной деятельности младшего школьника. Информационная среда является для учителя вспомогательной, что позволяет усилить мотивацию учения у младшего школьника. Ученик, работая на компьютере, получает возможность испробовать свои умственные силы при решении интересной задачи. Компьютер – качественный контроль за деятельностью учащегося в обучении мыслительным операциям.     Обучающая программа способствует формированию у младших школьников необходимых методов мышления. Проблемами мышления детей  школьного возраста занимались многие  исследователи: Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Рубинштейн С. Л., Гальперин и др. и зарубежные исследователи: К. Дункер, Ж. Пиаже. Значительный вклад в раскрытие проблемы компьютерного обучения внесли: Машбиц Е. И., Раев А. И., Ланда Л. Н., Талызина Н. Ф.
  По мнению Проколиенко Л. Н.: «Компьютер – это мощное средство обучения, которое объективно приводит к изменению всех компонентов системы образования, начиная от содержания обучения и кончая его организационными формами». Компьютер является современным обучающим средством. Использование компьютера на уроке повышает мотивацию детей и делает более эффективным занятие, способствует индивидуализации учебного процесса: создания благоприятного климата, развитие творческих способностей, логического и критического мышления, обеспечивает обратную связь в процессе обучения.Но компьютер – это и техническое устройство, источник электромагнитного излучения, отрицательно влияющее на здоровье  школьников. Поэтому важно соблюдать санитарно-гигиенические нормы в процессе обучения с компьютером.                                  
 Если же использование компьютера – информационных технологий, развивающих программ для школьников помогают учителю эффективно развивать мышление младшего школьника в процессе обучения, которое приводит к целому ряду положительных следствий, то в результате проведения дидактического эксперимента должно произойти существенное улучшение у учащихся экспериментальных классов развитии их мышления. Представляется убедительным мнение Куклиной И. Д. о том, что компьютер – это средство обучения младших школьников, которое активирует индивидуальное и творческое развитие личности ребенка.                                                                                        
Новые современные методы обучения и компьютер как обучающее средство способны успешно развивать мышление школьников в учебной деятельности. Школа готовит детей к жизни, чтобы они стали думающими, мыслящими людьми, могли применять осмысленно свои знания в различных ситуациях.                                                                             
  В процессе овладения школьниками компьютера необходимо так же учитывать психолого-педагогические проблемы такие, как: нередко возможности компьютера не соотносятся с образовательными целями, с учебной деятельностью; проблема программного лицензионного обеспечения, где процесс усвоения материала идет по заранее запрограммированной программе, обучающие программы не достаточно высокого качества.                                                                                                                           
Компьютер способствует формированию у детей рефлексии, позволяет им наглядно представить результат своих действий. Младшие школьники мыслят образно и использование наглядно-иллюстративного, музыкального материала помогает им легче усвоить самый трудный урок, а, следовательно, повышается качество обучения. А значит, овладение компьютером успешно развивает мышление младшего школьника. Компьютер контролирует результат мыслительной деятельности младшего школьника и правильность его решения, результат задачи.                                                                                
 Важно формировать в школе умение работать с информационными технологиями, т.к. это еще пригодится в будущем. Применение компьютера в процессе развития мышления имеет большое будущее, открывает новые возможности для повышения эффективности и самого процесса обучения.


2 сентября - День российской гвардии.

2 сентября в Российской армии отмечается праздник, учрежденный, в целях возрождения и развития отечественных воинских традиций, повышения престижа военной службы, Указом Президента РФ № 2032 от 22 декабря 2000 года "Об установлении Дня Российской гвардии".
Гвардией традиционно называли отборную, привилегированную, лучше других обученную и экипированную часть войск. Это было ядро армии, вооруженные отряды, состоявшие непосредственно при монархе, часто выполняющие функции его личной стражи.
Первое упоминание о российских гвардейских частях, приводится в исторической летописи российской армии, в связи с боевыми походами петровских войск под Азов и Нарву. Точной даты образования российской гвардии в истории не сохранилось. Однако официально, на основании "Хроники Российской императорской армии", составленной по повелению императора Николая I, было установлено именовать Преображенский и Семеновский полки Гвардией с 22 августа (2 сентября по новому стилю) 1700 года. Гвардейские полки участвовали во всех значительных сражениях Северной войны 1700 - 1721 гг., в Персидском походе 1722 - 1723 гг., в русско - турецких войнах 1735 - 1739 гг. и 1877 - 1879 гг., в войнах с наполеоновской Францией и Первой мировой войне.
В 1918 году вместе с расформированием царской армии, были упразднены и гвардейские части.
Второе рождение гвардия пережила во время Великой Отечественной войны. Осенью 1941 года за массовый героизм, мужество личного состава, высокое воинское мастерство, проявленные в ходе кровопролитных боев Смоленского сражения, по решению Ставки ВГК приказом Наркома Обороны Союза ССР от 18 сентября 1941 года № 308, четыре стрелковые дивизии 100-я,127-я, 153-я и 161-я были переименованы в 1-ю, 2-ю, 3-ю и 4-ю гвардейские. К концу войны Советская гвардия насчитывала 11 общевойсковых и 6 танковых армий, 39 стрелковых, 7 кавалерийских,12 танковых, 9 механизированных и 13 авиационных корпусов, 128 стрелковых, 17 кавалерийских, 47 авиационных, 6 зенитноартиллерийских дивизий.
В российской армии сохранено высокое и почетное гвардейское звание. Гвардейцы конца двадцатого века верны законам гвардии, выработанными и закрепленными их предшественниками. Яркой страницей в новейшей истории российских гвардейских частей стал подвиг 6-ой роты 104-го гвардейского парашютного - десантного полка под Улус - Кертом. Гвардейцы российской армии гордо несут на своих знаменах почетные наименования, напоминающие нам о славных днях прошлого.

Комментариев нет:

Отправить комментарий